НЕМНОГО О ЧАЕ

НЕМНОГО О ЧАЕ

Родившись в Китае, мастерство обращения с чаем стало искусством еще в незапамятные времена, впитав философию служения. В Поднебесной чай считается самым одухотворенным напитком, имеющим непосредственное отношение к постижению сути бытия и исцелению души и тела.

По преданию, Божественный Землепашец Ян Ди питал необычайное пристрастие к медицине. Его прозрачный живот из белого нефрита позволял хозяину увидеть все, что происходило в его теле. Попробовав отвар того или иного растения, Ян Ди мог всегда узнать, какое полезно, а какое ядовито, и вовремя принять противоядие. Однажды, не рассчитав свои силы, он отведал ядовитую траву. Совершенно истощенный, он лежал почти без сознания, и тут на его лицо упала росинка с чайного куста. Это вернуло Ян Ди его силы. С тех пор в Китае используют чай, чтобы исцелить множество недугов.

Лечебные свойства чая не вызывают нынче сомнения даже у европейцев. Жителям же Поднебесной доподлинно известно, что при регулярном употреблении того или иного сорта чая можно достичь стойкого лечебного эффекта для отдельных органов или всего организма. Самым лечебным считается пуэр, чай из провинции Юньнань. Этот чай хранится после первичной обработки несколько лет, приобретая особый вкус. Про него говорят, что с годами он не портится, а только становится лучше.

Чайное действо Гун Фу Ча, что означает «высшее мастерство чаепития», начинается со знакомства с чаем. Насыпав чай в специальный сосуд, называемый Ча Хэ («чайная колыбель»), мастер подносит его к лицу и вдыхает аромат, пытаясь уловить, каков будет сегодняшний чай, как он будет взаимодействовать с людьми. После того, как все участники церемонии познакомятся с чаем, его с помощью специальной ложечки и воронки насыпают из «колыбели» в небольшой чайник, Ча Ху. Чайник с чаем поливают кипятком и встряхивают: это процесс пробуждения чая, его подготовка к проявлению своих глубинных свойств. После этого чай знакомят с водой, наливая ее в чайник и сразу выливая в еще один сосуд, Ча Хай («море чая»), или Гун Дао Бэй («чаша справедливости»). Его назначение – выровнять чай по вкусу, перемешав все слои настоя. Первая заливка пьется редко. Чаще чай разносится по алтарям – это необходимый знак уважения. Остальные заварки пьются, причем участники действа внимательно следят за изменениями запаха и вкуса чая, за тем, как он «раскрывает» свою сущность, меняется, проживая целый жизненный цикл. Чашки для восприятия вкуса и запаха в чайной церемонии разные: узкая вытянутая Вэн Сян Бэй предназначена только для аромата, в нее наливается порция чая, и мастер сразу накрывает ее низкой широкой Ча Бэй, из которой, собственно, и пьется чай после церемонии переворачивания. Прежде чем пригубить очередную порцию, обязательно нужно насладиться ароматом, надежно удержанным в Вэн Сян Бэй.

Все составляющие чайного действа предельно функциональны. Однако, если функциональность пестовать веками, она рождает почти мистическую традицию. Например, чайная доска, Чабань, – резной деревянный столик с поддоном внутри, на котором в линию – или в шахматном порядке – выстраиваются чайник, «море чая» и пары чашек. Каждая пара чашек также стоит на своем подносе, чатоу: чашки символизируют начала Инь и Ян, а чатоу демонстрирует единство этих начал. Разливая чай и переставляя предметы, чайный мастер придерживает длинные рукава спокойным и естественным жестом. Однако грубая проза жизни тут не при чем: чем ближе к локтю – к сердцу – мастер придержал рукав, наливая чай, тем больше уважения он вам выказывает.

Глиняная посуда, в которой заваривают чай, олицетворяет связь с землей, ее роль необычайно важна. В чайной традиции используется посуда из «пурпурной» глины, добываемой в окрестностях небольшого китайского города Исин. Считается, что эта глина «разговаривает» с чаем. Чай, заваренный в чайнике из исинской глины, приобретает глубокий аромат, сохраняя в течение долгого времени свой цвет, запах и вкус.

Зачарованные точными движениями чайного мастера, мы следим за манипуляциями с чашками и чайниками, внимаем редким спокойным комментариям, готовые уже преклониться перед его искусством... и зря. Не он главное действующее лицо возвышенной церемонии. Главный герой – чай, который мы сегодня пьем. Все здесь происходит затем, чтобы познакомиться с ним, постичь его, пообщаться с ним. Поэтому идеальное чайное действо – для одного. Никто не помешает насладиться взаимодействием с волшебным напитком, погрузиться в особое состояние, которое немного сродни медитации, пробудить скрытые источники духовного в себе.

Чаепитие вдвоем также необыкновенно ценно: чай поможет найти дорогу друг к другу, понять сокровенные мысли и чувства, вывести общение на тот тончайший уровень, когда общаются души. Чай – посредник в беседе, но он не любит толпы – чаепитие с участием более чем четырех человек считается чересчур суетным и не вполне достигающим своей цели.

Жизнь чая коротка и длинна одновременно. Китайцы говорят, что нельзя дважды отведать один и тот же чай. Это не просто слова: чай рождается во время самой церемонии, и то, каким он будет, зависит не только от сорта, но и от времени суток, участников, звучащей музыки – от сотен мелочей. В Китае мелочам придается огромное значение, и чем больше мелких усилий затрачено на то, чтобы все сложилось нужным образом, тем проще, считается, обрести удачу. Расположение предметов, которое не должно меняться, статуэтки хотэев и святых старцев, помогающие создать нужную обстановку, отсутствие острых углов, мягкие движения чайного мастера – все значимо.

Но главные слагаемые чая – это листья и вода. Говорят, что чайные листья – это душа чая, а вода – его тело. В дурном теле даже поистине великая душа не может раскрыться полностью. Лу Юй пишет в трактате о чае: «Для заваривания лучше всего не пользоваться водой из колодца, а следом идет дождевая вода. Идеально подходит родниковая вода. Что до воды из ручья, то лучше брать воду из быстрого и чистого потока, бегущего среди камней». Не следует портить воду долгим кипячением: перекипев, вода теряет часть своей энергии, изменяет структуру, и, вместо живого существа, чай рискует стать големом, не пробуждающим разум, а погружающим его в сон. Встреча же с живым, правильным чаем способна успокоить человека или пробудить в нем скрытую силу, подарить тонкость восприятия или способность безучастно взирать на суету окружающей жизни, научить глубже воспринимать суть людей и явлений.

Мария Лисс

nebolei.ru »

Темы: #чай #чая #чаем #считается #церемонии #вода #мастер #чайник #бэй #чайного #китае

2011-4-8 17:51

Источник: nebolei.ru

чай чая → Результатов: 15 / чай чая - фото