Детские страхи: понять и победить!

Детские страхи: понять и победить!

- Я не поеду с вами на дачу, – сказала пятилетняя Ира. - Там на втором этаже Страшилка, когда я отворачиваюсь, он читает мои книжки, играет в мои игрушки и хочет забрать меня к себе!!!

Первое время родители не обращали на это внимание, но потом дочь даже на второй этаж отказалась подниматься. Откуда взялся этот Страшилка? Кто его придумал?

Как известно, детская фантазия не знает границ, а каждый второй ребенок чего-то боится. Дошкольник уже многое знает, но эти знания обрывочны. Развитое воображение ребенка легко компенсирует недостающие элементы. И вот уже Баба Яга из сказки вышла в реальность, и кушает всех непослушных мальчиков и девочек, а дядя милиционер вместо того, чтобы работать, целыми днями стоит под окнами и ловит всех капризных малышей.

Ваш ребенок может бояться троллей, Кощея, Кикимору, животных, темноты, одиночества. Каждая фобия индивидуальна, но решающее значение имеет не содержание страха, а причина, количество и степень развитости этого страха.

Причины детских страхов

Давайте разберемся в причинах возникновения детских страхов.

  1. Пугающий случай
    Как-то в начальной школе подруга с ужасом рассказывала мне, как в выходные она ела рыбу и подавилась косточкой. Ее долго не могли вытащить, и девчушка очень мучилась. «Никогда больше не буду кушать рыбу!» - резюмировала она.
  2. Родители должны заранее разговаривать с ребенком на опасные темы и рассказывать, как действовать в той или иной ситуации. Предупрежден - значит вооружен.

    Если с вашим ребенком уже произошла травмирующая ситуация (застрял в лифте, подавился косточкой, на улице пристал алкоголик), нужно обсудить это с ребенком, объяснить, как поступать в следующий раз. Четкий план действий снимает страх. Если неприятное событие не повторяется, со временем этот страх проходит.

  3. Черты характера ребенка
    Неуверенность, мнительность, высокая тревожность, сильная зависимость от мнения взрослых, физическая слабость способствуют появлению и укреплению страхов.
  4. Такие качества – это благодатная почва, на которой благополучно развиваются различного рода страхи.

  5. Беспокойные родители
    Иногда родители проявляют излишнюю тревожность в отношении своего чада. Их настораживает практически все, что может угрожать ребенку: «Не пей холодное, простудишься!», «Не вставай резко с постели, голова закружится», «Не подходи к кошкам, они блохастые!». Часто такое случается, если ребенок поздний и единственный.
  6. Если ребенок обладает твердой психикой, со временем он будет относиться к таким окрикам родителей как к фону, понимая, что мама сама по себе тревожная, а вот он – совершенно другой человек. Но зачастую авторитет родителей играет такую большую роль, что страхи родителей становятся страхами детей.

  7. Наличие заболевания
    Заикание, нервные тики, энурез, высокая агрессивность, сомнамбулизм также способствуют возникновению страхов. Такие страхи необычны по своей природе и содержанию.
  8. Если ребенок слышит посторонние голоса в голове, натурально видит несуществующие предметы и людей – стоит обратиться к специалистам - медикам.

Читайте далее: Причина страхов -
неправильное воспитание

Детские страхи: виноваты родители

Один из видов детских страхов - воспитательный страх.

Трудно подчинить своей воле волю другого человека, трудно объяснить, почему надо делать так, а не иначе. Зачастую родители, чтобы заставить ребенка что-то сделать, сами формируют эти страхи и наказывают ими.

Что нельзя говорить детям?

  • «Быстро ложись спать, а то тебя баба Яга унесет в лес!», - такая фраза формирует страх к вымышленным литературным героям.
  • «Девочек, которые не кушают, забирает медведь!», - формирует страх к животным и вносит искажение в картину мира – не ходят у нас медведи по улицам…
  • «Вот твоя сестра всегда убирает за собой вещи!», - формирует у ребенка страх быть нелюбимым своими родителями, раз есть такая идеальная сестра.
  • «Раз так себя ведешь, больше никогда не возьму тебя в гости к бабушке!» - формирует страх лишения общения с бабушкой.
  • «Не будешь прибирать игрушки – отдам их Васе», - страх потери дорогих вещей.
  • «Не будешь слушаться, выставлю в подъезд и не пушу обратно», «Не станешь пить молоко, закрою в туалете и свет выключу», - формирует страх потери мамы, боязнь темноты.

Ну и, наконец, телесные наказания легко вырабатывают страх унижения и боли.

Любая наша неосторожно произнесенная фраза – это новый страх ребенка. Поэтому задумайтесь, прежде чем произнести ее. Чего вы хотите добиться: послушания или страхов?

Защита от детских страхов: мой вымышленный друг

Богатое воображение ребенка не только участвует в формировании страхов, но и помогает малышу справляться с ними.

Маленькая Анюта хозяйски расхаживает по квартире и кому-то невидимому рассказывает ее достопримечательности: «А вот тут у нас зал, здесь мама и папа смотрят телевизор, а тут детская, я в ней играю. Это мой мишка, он очень любит ездить на машинке. Давай играть вместе?».

На мой вопрос: - С кем же ты разговариваешь? - девочка с удивлением ответила: - С Ыней. Он - мой лучший друг. Как выяснилось, Ыня – это мальчик ее возраста, он ходит с девочкой в детский сад, в гости, играет с ней дома, по вечерам они рассказывают друг другу секретики. Он всегда поддерживает девочку во всем, от всех готов защитить, всегда может выйти с ней на улицу и составить компанию, а «Петю с Ваней мама вечно не пускает гулять».

Шестилетний Дима ударил кота и разлил суп на кухне. - Зачем ты это сделал?» – спрашиваю я. - Это не я, - отвечает маленький шалун. - Это Кирилл. Через некоторое время «Кирилл» вовсю обосновался в нашей семье: он ломал игрушки, не хотел есть кашу, обижал девочек в садике, таскал кота за хвост. Дима легко перекладывал всю вину на своего вымышленного «друга».

Многие родители сталкивались с подобными случаями и часто задавали себе вопрос: «Кто мой ребенок? Лгунишка или фантазёр? Опасно это или нет? Отклонение это или норма?».

Такое явление в детской психологии является порождением аффективного воображения детей. Воображения, которое помогает ребенку справиться со стрессовой ситуацией, решить проблемы. Такое поведение ребенка считается нормальным, если ребенок четко осознает, что друг нереальный.

Если вы обнаружили такого «друга» в вашей семье, поговорите с ребенком. Попросите рассказать о нем. Как друг одевается, что любит/не любит, чем занимается? Расспросив ребенка более подробно, вы как на ладони увидите все его страхи и проблемы. Поскольку вымышленный друг призван спасать малыша от его страхов.

Маленькой Анюте очень не хватало общения со сверстниками, в садике с молчаливой и мечтательной девочкой никто не дружил, в гости не принято было приглашать друзей, а на ночь мама ей никогда не рассказывала сказки. Отсюда и ночные разговоры с лучшим «другом» и экскурсия по дому, когда он появился в нем первый раз, и многое другое. Такой «друг» оказался отдушиной для маленькой девочки, спасая от страха одиночества.

Шалуну Диме вымышленный друг придает силы, спасает его от гнева родителей. С ним он – сильный и смелый. У них также свои тайны, свой собственный идеальный мирок.

Не стоит высмеивать ребенка, настаивать на том, что такого друга не существует в природе. Важно понимание. Появление вымышленного партнера говорит о том, что ваш ребенок учится приобретать независимость.

Не у всех детей есть такие друзья. Чересчур занятым детям просто некогда выдумывать себе друзей (до обеда - школа, после обеда – тренировка, потом уроки и сон). А очень общительным деткам незачем придумывать друзей, поскольку итак много приятелей, а с ними легко и комфортно.

Всегда ли «вымышленный партнер» - это норма?

Нет. Порой бурная фантазия ребенка может являться следствием травматических переживаний. Ребенок может подменять реальный мир миром фантазий и уходить внутрь себя.

Поведение, которое должно насторожить родителей:

  1. Игра в «друга» перестает быть вымышленной, ребенок забывает, что друг – это плод его фантазий и начинает верить в реальность «партнера».
  2. Малыш постоянно советуется с «другом», и зачастую поступает так, как того хочет «друг», даже если это противоречит мнению мамы и папы.
  3. Не играет с реальными приятелями. Никого не принимает в игру.
  4. Считает, что все его перестали понимать, остался один верный и надежный «друг».
  5. Его стали раздражать родители, постоянно говорят и делают не то, что надо.
  6. Ребенок замкнулся.

Если вы видите, что повод для волнений есть, стоит обратиться к детскому психологу, который проведет диагностику феномена «вымышленного партнера» и предоставит индивидуальные рекомендации.

Ольга ВОСТОЧНАЯ
психолог

Читайте также:

4 способа победить тревожность
Защитим детей от несчастного случая
У страха глаза велики

nebolei.ru »

Темы: #друг #страх #ребенок #ребенка #страхи #родители

2011-6-2 07:58

Источник: nebolei.ru